Датчик уровня топлива (расходный бак)

Расчёт фактического расхода топлива производится по данным датчика уровня топлива, установленного на транспортном средстве. Существуют несколько типов датчиков уровня топлива. Штатный датчик уровня топлива имеется на любом автомобиле, однако его показания не слишком точны и сильно подвержены колебаниям во время движения. Более точные данные даёт ёмкостной датчик уровня топлива, который монтируется в бак в качестве дополнительного оборудования и подключается к GPS-трекеру или ГЛОНАСС-терминалу. Расходы на установку окупаются высокой точностью измерений и надёжностью такого датчика.


Вне зависимости от используемого датчика уровня топлива, подключение его к системе GPS-мониторинга и настройка выполняются практически одинаково. От модели датчика (цифровой или аналоговый) зависит только тип порта GPS-трекера или ГЛОНАСС-терминала, к которому подключается датчик.
Принцип работы датчика уровня топлива также одинаков: в зависимости от положения поплавка или уровня жидкости в ёмкостном измерителе уровня датчик выдаёт на вход GPS-трекера определённый уровень напряжения или передаёт данные о нём в цифровом виде. GPS-трекер принимает эти данные и транслирует их на сервер мониторинга вместе с пакетом остальной телеметрии (навигационные данные, сведения о работе систем и тд.) транспортного средства. Сервер принимает данные, сохраняя их "как есть". Но, поскольку диспетчера интересует не уровень напряжения на выходе датчика, а соответствующий ему уровень топлива в баке, то на сервере мониторинга предусмотрена особая тарировочная таблица. В ней указывается, какому уровню топлива соответствует определённое напряжение на выходе датчика.

Для повышения точности данных о расходе топлива рекомендуется использовать датчик зажигания (ACC). По нему система мониторинга определяет работу двигателя, что важно на остановках для определения стоянок с работающим двигателем. Отчёты по топливу будут работать и без датчика зажигания, но сведения о работе двигателя на холостом ходу будет отсутствовать. Отсутствие информации о холостом ходе может также вносить ошибки в расчёт нормативного расхода топлива.

Ниже описывается настройка датчика типа "Датчик уровня топлива (расходный бак)". Также Вы можете ознакомиться с тем, как выполняется настройка датчика уровня жидкости для цистерн.

Настройка датчика уровня топлива

Для настройки датчика уровня топлива и параметров расхода топлива перейдите в раздел "Настройки", выберите в списке нужный объект и нажмите на кнопку "Редактировать параметры объекта" ("зелёный карандаш" напротив названия объекта).

Откроется окно "Параметры объекта". Перейдите на вкладку "Датчики".

Для добавления нового датчика нажмите кнопку "Добавить", для изменения - выберите датчик и нажмите "Редакт." Если на объекте установлено несколько датчиков топлива (например, в разных баках), то каждый из них нужно подключить и настроить отдельно. В дальнейшем по каждому датчику уровня топлива будет формироваться отдельная строка, таблица или график отчёта.

  • Наименование - название датчика, которое будет выводиться в отчётах. Обратите внимние, что датчики должны иметь разные наименования.
  • Тип датчика - для контроля уровня и расхода топлива в расходных баках транспортного средства выбирайте "Датчик уровня топлива (расходный бак)".
  • Вход трекера - вход трекера, к которому подключён датчик.
  • Описание - произвольное описание датчика (можно не заполнять).
  • Минимальный объём заправки - при увеличении объёма топлива или иной жидкости на этот объём в течение 10 минут (или большего времени, если трекер во время заправки не передавал данные) будет зафиксирована заправка. Любое увеличение на меньший объём считается колебанием уровня и не фиксируется. По умолчанию минимальный объём заправки - 20 л.
  • Минимальный объём слива - при уменьшении объёма топлива или иной жидкости на этот объём в течение 10 минут (или большего времени, если трекер во время слива не передавал данные) будет зафиксирован слив топлива. Любое уменьшение на меньший объём считается колебанием уровня и не фиксируется. По умолчанию минимальный объём слива - 20 л.
  • Использовать сглаживание данных - включение или отключения функции сглаживания.

Тарировка датчика уровня топлива

Чтобы датчик правильно работал, его нужно откалибровать (тарировать). Дело в том, что датчик передаёт на вход трекера текущее значение напряжения, которое изменяется в зависимости от объёма жидкости. Чтобы обозначить соответствие определённого напряжения фактическому литражу топлива в баке используют таблицу тарировочных коэффициентов. Она открывается на вкладке "Датчики" (см. выше) кнопкой "Коэффиц."


Для добавления пары значений "Напряжение - Уровень топлива" нажимайте кнопку "Добавить" и добавляйте в поле "X" напряжение, а в поле "Y" - объём топлива в литрах, ему соответствующий.

Сглаживание колебаний уровня топлива

Для устранения влияния на отчёты колебаний уровня топлива в баке в настройках объекта на вкладке "Расход топлива" имеется флажок (галочка) " Не использовать сглаживание данных датчика ". При установке флажка расчёт уровня топлива в баке происходит без использования алгоритмов сглаживания, компенсирующих переменные ошибки датчика из-за колебаний уровня топлива в баке, а также из-за погрешности самого датчика. Мы не рекомендуем устанавливать данный флажок, за исключением случаев, когда это действительно необходимо и Вы уверены в своих действиях.